четверг, 28 октября 2010 г.

9. Немецкая классическая философия: основные проблемы и идеи

9. Немецкая классическая философия: основные проблемы и идеи
Место немецкой классической философии в новоевропейской философии. Социально-исторические и интеллектуальные предпосылки и условия ее возникновения и развития. Главные проблемы и представители немецкой классической философии.
Критическая философия Канта, ее предмет и задачи. «Вещь в себе» и «явление». Априорные формы чувственности и категории рассудка. Разум и его проблемы. Проблема нравственности в философии Канта, понятие категорического императива.
Философия Гегеля. Абсолютный идеализм Гегеля, тождество мышления и бытия. Диалектика Гегеля. Философская система Гегеля как изображение основных этапов движения абсолютной идеи. Философия истории Гегеля. Противоречия философии Гегеля.

Под понятием «немецкая классическая философия» обычно имеют в виду направление европейской мысли, сложившееся в конце XVIII — первой половине XIX веков в Германии. Наиболее видными представителями этой философии являются И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Ф.В.Й. Шеллинг, И.Г. Фихте, Л. Фейербах.
Особенностью философии Иммануила Канта является стремление придать гносеологии статус важнейшего элемента теоретической философии. Но в отличие от предшествующей метафизической традиции, рассматривавшей субъективное начало в познании как помеху для поиска истины, (эта традиция берет своё начало в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта) И. Кант ставит задачу определения границ между субъективными и объективными компонентами знания, исходя из самого субъекта.
Предметом гносеологии по Канту должно быть изучение не самих по себе явлений природы, мира, человека, а исследование познавательной деятельности и установление границ и законов действия разума. Поэтому он назвал свою философию трансцендентальной (от латинского «transcendens» – выходящий, перешагивающий за пределы), то есть такой философией, которая в первую очередь занята формальными предпосылками познания, организующими научный опыт.
Критический анализ познавательных способностей Кант противопоставляет догматическому методу рационализма, получившего широкое распространение в новоевропейской метафизике. Этот анализ необходим для того, чтобы выяснить природу и возможности самого познающего человека. Таким образом, Кант сознательно ставит гносеологию на место онтологии и совершает переход от декартовской метафизики субстанции к новой философской теории субъекта. Теперь в этой теории главный акцент в процессе познания переносится с объекта на самого познающего человека, на его субъективные предпосылки познания.
Кант разделяет весь мир, в котором бытийно представлен человек, на эмпирический мир явлений (феноменальный мир) и мир умопостигаемый, существующий вне пространства и времени (ноуменальный мир). Человек одновременно принадлежит к этим мирам, хотя и не в равной степени может рассчитывать на степень достоверности своего о них знания. Вообще же для получения подлинного знания человек использует определенный инструментарий познания. К нему относятся априорные формы чувственности, рассудок и разум.
Процесс познания по Канту можно представить в виде следующей схемы: вещи феноменального мира воздействуют на чувственность человека, порождая ощущения. Последние упорядочиваются с помощью «доопытного» (априорного) знания, то есть знания, которое появляется вместе с самим человеком. Прежде всего, это две важнейших априорных формы чувственности — пространство и время. Затем мышление, оперирующее понятиями, систематизирует накопленный опыт. Это стадия рассудочной деятельности в познании. Но если рассудок отыскивает детерминистские основания явлений, переходя от одной обусловленной внешним воздействием причины к другой, то разум стремится к поиску безусловного начала и абсолютного знания. Поэтому разум ставит перед рассудком цели познания.
По Канту разум должен ответить на три главных вопроса, которые объективно не доступны чувственному и рассудочному познанию: «что есть свобода? В чем состоит бессмертие души? И, что есть Бог?» Поэтому умопостигаемый мир Кант называет еще «вещью в себе», противопоставляя ее феноменальному миру.
На основе критики способностей человеческого познания Кант выстраивает и свою этическую систему. Основным ее законом он провозглашает категорический императив, согласно которому моральным будет считаться только тот поступок, при совершении которого человек добровольно налагает на себя нравственные обязательства перед другими людьми. Есть разные формулировки этого нравственного принципа, например: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству».
Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля представляет собой одну из самых грандиозных метафизических систем, когда-либо разработанных в истории человеческой мысли. Эта система являет собой яркий пример объективно - идеалистического типа мышления, поскольку немецкий философ за основу всех явлений природы и общества принимал некое абсолютное духовное начало — «мировой дух», «мировой разум», «абсолютную идею».
Исходя из положения, что в мире диалектически происходит только самодвижение понятий, Гегель считал сферу духа единственно возможной областью, где осуществляется развитие. Диалектическое движение «чистого понятия» составляет поэтому общий закон развития общества, природы и человеческого мышления. При этом «чистое понятие» отождествляется Гегелем с самой сущностью вещей, а не с субъективно вырабатываемыми понятиями, которые существуют в сознании человека. И, поскольку с самого начала понятие представляет собой тождество противоположностей, то его саморазвитие подчиняется диалектике.
Необходимость применения в познании диалектического метода обосновывается Гегелем тем, что в истинном процессе движения философской мысли первоначально следует рассудочный момент — утверждение отдельного понятия как положительного качества. Этот этап диалектического мышления называется тезисом, т.е. положением, имеющим частный и ограниченный характер. За этим первым рассудочным и ограниченным утверждением скрывается второй, отрицательно-диалектический момент - самоотрицание понятия, возникающее из-за внутренней противоречивости, которая объективно существует между ограниченностью тезиса и тою истиной, которую он должен собой выражать. Этот этап носит названия антитезиса. Наконец, с разрушением ограниченности тезиса понятие примиряется со своим противоположным утверждением в новом, высшем понятии — синтезе. Это новое понятие содержательно объединяет первые два положения и являет собой подлинный, разумный момент мышления.
Фундаментальным принципом, на котором Гегель возводит свою философскую систему, является положение о тождестве бытия и мышления, субъекта и объекта. Именно из-за их полного совпадения рациональное познание мира, по Гегелю, во-первых, возможно, а во-вторых, оно может осуществляться в «чистых понятиях». Из принципа тождества субъекта и объекта следует, что в понятии заключается не субъективный смысл познающего, не человеческие смысловые образования, а «абсолютное понятие».
В самом сжатом виде в философии Гегеля можно выделить четыре основных принципа, на которых выстраивается его система: во-первых, принцип монизма (от греческого «monos» — один, единственный), во-вторых принцип панлогизма (от греческого «pan» — всё и «logos» — мысль, слово, разум), в-третьих принцип пантеизма (философского учения, отождествляющего Бога и мир) и, в-четвертых, принцип теодицеи (от греческого «theos» — Бог и «dike» — справедливость).
Первый из них подчеркивает мысль Гегеля о том, что в мире все подчинено единому развитию «абсолютного духа». Второй постулат отражает коренное положение философа: «Всё разумное — действительно, всё действительное — разумно». Иначе говоря, в мире всё подчиняется не спонтанным силам, а целенаправленному диалектическому движению. Всё, что есть в разуме, объективно воплощается в действительности, в мире. А поскольку абсолютное есть то, что находится во всём, то действительность представляет собой выполнение разумного плана бытия. Природа разума при этом толкуется не как субъективное качество, а как Божественное свойство, как «абсолютная идея».
Третий принцип — пантеизм — отражает убеждение Гегеля о том, что везде в мире присутствует Божественное начало. Абсолютное присутствует везде как закон всякой действительности. Наконец, четвертый постулат гласит, что в мире все благодатно. Зло в эмпирическом проявлении тщетно и ничтожно, в качестве самостоятельного бытия оно не существует, а является следствием отпадения от благодати Бога.

1 комментарий:

  1. Casino - Slots, Table Games, Poker, Dining, Music - Mapyro
    Welcome to 충청북도 출장샵 My Casino. I just 여수 출장안마 opened it up, and it 대전광역 출장샵 is the most exciting 서귀포 출장샵 casino in the entire world. Your game selection can be played 상주 출장샵 on a variety of

    ОтветитьУдалить