четверг, 28 октября 2010 г.

7. Основные ориентиры философии и культуры Возрождения

7. Основные ориентиры философии и культуры Возрождения
Европейское Возрождение как историческая эпоха. Социальные и культурные процессы в Италии и Северной Европе.
Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения. Культ мастера-творца. Пантеизм и гилозоизм в понимании бытия.
Ренессанс и становление новоевропейской науки и философии.
Политические учения Н. Макиавелли и Т. Мора.

С XIV-XV веков в европейской культуре происходят серьезные перемены, связанные с переосмыслением роли человека в окружающем его социо-природном мире. Этот период получит название Возрождения. Ренессансное мировоззрение, находясь в оппозиции к схоластической философии, выработало собственные философские установки и принципы. Зародившись в Италии, культура Ренессанса оказала огромнейшее влияние на всю европейскую цивилизацию. С эпохи Возрождения Европа ведет отсчет своего времени, называемого Новым.
Прежде всего для Нового времени характерна антропоцентрическая направленность философских размышлений.
Антропоцентризм (с греческого «antropos» - человек и латинского «centrum» - центр) явился своеобразным смысловым стержнем, вокруг которого вращалась новоевропейская мысль. Средневековая философия воспринимает человека все же опосредовано, подчиняя его принципу теоцентризма. Тогда как для представителей антропоцентричных мировоззренческих установок, напротив, характерно обращение в первую очередь к самому человеку, к его бытию, а только затем — к Богу. При этом антропоцентризм совсем не обязательно ведет к атеистическому воззрению на человека и мир в целом. Следует говорить об определённой смене в новоевропейской философии приоритетов в предмете исследования.
Антропоцентрический характер новоевропейской философии имеет ряд особенностей. Среди определяющих его содержание можно отметить наиболее существенную, получившую название гуманизма (от латинского «humanus» — человеческий, человечность). Центральная идея гуманизма — понимание личности как высшей ступени развития разума. На этом уровне происходит актуализация ее потенциальных возможностей, заложенных в каждом человеке от природы и Бога. Личность начинает ощущать себя не безымянной частичкой среди множества себе подобных в бесконечном мире, детерминированном извне, а центром собственного бытия, творчески его организующего.
Новое гуманистическое миропонимание начинает опираться на величественное восприятие человеческого существа. Бог, сотворив человека «по своему образу и подобию», всё создал в нем прекрасным: и тело, и душу. Поэтому в Новое время происходит как бы реабилитация телесного начала, и человека начинают рассматривать в гармонии двух ипостасей: духа и тела.
Самые первые гуманисты попытались выработать новое мировоззрение, противоположное средневековой схоластике. Постепенно это стремление оформилось в осознанную идею автономной философии. Автономизация философии предполагает освобождение её от религиозно - мировоззренческих установок. Философия теперь совершенно иначе, чем в эпоху средневековья, воспринимает проблему соотношения веры и знания. Она стремится к освобождению от подчиненности религиозному мировоззрению и обоснованию собственного права на знание о природе и человеке. Вера более не играет здесь решающей роли. Естественный разум, присущий человеку, сам стремится выстраивать рациональные системы, опирающиеся на силу логических доказательств и результаты чувственного опыта, но не мистического Откровения. Одним из заметных итогов такого отчуждения философского мышления от религии станет в последующем рождение современного научного знания.
Логическим завершением обмирщения западного христианства в Новое время явилось замещение идеи «обожения» человека, как существа греховного и в своем мирском бытии трансцендентно связанного с волей Творца, на идею «обожествления» личности, как потенциально равной Абсолюту и самостоятельно творящей свое бытие. Гуманистическое возвеличение индивида и противопоставление его Богу означает отныне, что человек в земном бытии ставится в одну плоскость с Абсолютом и более не нуждается в чьей-то внешней опеке.
Гуманизм также положил начало формированию интеллигенции, то есть образованию социальных слоев, сделавших своей профессией занятия умственным трудом.
Одним из следствий антропоцентричного взгляда на мир и человека является концепция пантеизма (философского учения, отождествляющего Бога и мир). Широкое распространение пантеизм получил еще в эпоху Возрождения. Согласно ему Бог понимается как первооснова мира, он бестелесен, но присутствует в любых вещах и явлениях природы в качестве духовного начала.
Пантеизм, безусловно, знаменует собой разрыв между христианским теоцентризмом и новоевропейской философией. Потому что главной его особенностью является отрицание идеи творения мира и человека абсолютной внепространственной и вневременной силой — Богом. В противоположность монотеистическому мировоззрению пантеисты утверждают о растворении природы в Боге и о вечном порождении мира безличным Абсолютом.
В XV-XVII веках антропоцентрические установки в философском творчестве способствуют зарождению новой идеологии, направленной против католической теологии и схоластики. Одним из основных и содержательных ее мотивов становится стремление к реабилитации античной культуры. Поэтому в историю философии этот этап вошел под названием Возрождения или Ренессанса. Причем новая философема проявила себе не только собственно в философском творчестве, но и в самых различных областях культуры: литературе, живописи, архитектуре, технике, науке, праве. Что же касается представителей философской отрасли знания, то наиболее известными из них являются: Дж. Бруно, Л. Валла, Пико делла Мирандола, Н. Макиавелли, М. Монтень, Н. Кузанский и другие.
Философия Никколо Макиавелли окрашена в этико - политические тона. Главной своей задачей он видел обоснование тезиса, ставшего впоследствии знаменитым, о том, что во имя государственного интереса руководитель страны может поступать по принципу: «цель оправдывает средства». Деятельность любого государя складывается из двух качеств: фортуны и вирту. Если первое качество равнозначно судьбе и не может полностью зависеть от самого человека, то второе тождественно государственной воле, трезвому уму, стойкому характеру и может быть определено как истинная доблесть правителя. Именно при наличии второго качества государь имеет право на любые средства для достижения собственной пользы и удовлетворения интересов своего народа.
В своем произведении «Государь» Макиавелли даёт конкретные советы руководителю страны, какой пользоваться стратегией управления и какие шаги предпринимать в своей деятельности. Например, он пишет о том, как относиться к подданным: «людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое — не может; из чего следует, что наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести».
По мнению Макиавелли, глава государства должен сочетать в себе качества льва и лисы: когда ресурсы его власти велики, он должен силой расправляться со своими противниками, а когда их недостаточно — побеждать их хитростью. При этом государю не стоит задаваться решением ложной дилеммы: что лучше, чтобы его любили, или чтобы боялись. Ибо «любят государей по собственному усмотрению, а боятся — по усмотрению государей». Поэтому мудрому правителю лучше всего рассчитывать на то, что зависит от него самого. Важно, чтобы подданные боялись своего государя, но ещё важнее, что бы они его не ненавидели.

Комментариев нет:

Отправить комментарий