четверг, 28 октября 2010 г.

16. Проблема сознания и философии. Сознание и самосознание. Проблема бессознательного

+16. Проблема сознания и философии. Сознание и самосознание. Проблема бессознательного
Сущность сознания. Биологические и социальные предпосылки генезиса и развития сознания. Сознание и мозг. Структура сознания. Предметное сознание и самосознание. Сознание и бессознательное. Фрейдизм о строении психики. Специфика духовного бытия.

Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в пред¬варительном мысленном построении действий и предвидении их результа¬тов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека за счет рефлексии.
Сознание – структурно организованная целостная система, которая состоит из: осознания вещей, переживания, т.е. отношения к вещам, ощущений, понятий, чувств, эмоций, мышления в целом.
Развитие сознания предполагает обобщение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке.
В зависимости от уровня, глубины проникновения в объект и степень ясности понимания осознание мира может быть обыденным, научным, философским, религиозным.
С сознанием связана специфичная способность человека – целеполагание. Цель — это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой дея¬тельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего, проявления в виде индивидуальных, социальных, этических и эстетических идеалов. В основе целеполагающей деятель¬ности человека лежит потребность изменить мир, придать ему формы, необходимые человеку, обществу.
В основе всех психических процессов лежит память — способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.
Движущей силой поведения и сознания людей является потребность — состояние неустойчивости организма как системы, его нужды в чем-то. Такое состояние вызывает влечение, поисковую активность, волевое усилие. Воля – это психический процесс, выражающийся в действиях, на¬правленных на удовлетворение потребности. Качественные сдвиги в ха¬рактере потребностей — это основные вехи в эволюции психики от ее элементарных форм до высшего уровня сознания. Для регуляции поведения у животных нет никаких оснований, кроме биологичес¬кой полезности. У человека возникают социально обусловленные потребности и запросы к жизни и совершенно новые идеальные побудительные силы — жажда познания истины, чувство прекрас¬ного, моральное наслаждение, стремление совершить подвиг во имя блага народа, человечества и др. Причина поступка лежит в потребностях людей. В возникновении потребностей, стремлений и желаний определяющую роль играет внешний мир. Он обусловливает поведение людей не только непосредственно, но и опосредованно — через сложную сеть прошлых поступков, мыслей, чувств, и не только своих, но и других людей.
Бессознательное выражается в существовании большого пласта жизненного опыта, информации, которые накапливаются в течение всей жизни и оседают в памяти. Из всей суммы имеющихся знаний в каж¬дый данный момент в фокусе сознания светится лишь небольшая их доля, об остальном массиве сведений люди даже и не подозревают.
В поле со¬знания находится прежде всего цель. Бессознательное проявляется и в так называемых импульсивных действиях, когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков. Простейший пример – рефлексы человека.
З. Фрейд предпринял попытку отказаться от физиологического понимания природы бессознательного.
Он полагал, что сознание обусловливается объективными по отношению к нему факторами. Источник бессознательного он искал в психологических потребностях отдельного человека, вызывающих неосознанные переживания.
Модель личности по Фрейду: «Я» (Эго), «Оно», (бессознательное) и «Сверх-Я» (Супер-Эго). Эго — это сфера сознательного в человеке, которое удовлетворяет импульсы бессознательного. «Я» является посредником между миром (в том числе природными и социальными институтами) и внутренними влечениями. Бессознательное состоит из неосознанных представлений, инстинктов и желаний. Для того, чтобы удовлетворение импульсов «Оно» не шло в разрез с требованиями социальной реальности, личность контролируется «Сверх-Я» — внутренней совестью, цензурой, опирающейся на общественно-значимый авторитет. Поэтому З. Фрейд, объясняя неврозы и психические расстройства людей, склонен был видеть в них проявление бессознательного, которое «вытесняется» из сознания, но не исчезает совсем.
Духовное бытие бывает индивидуализированным и внеиндивидуализированным или объективированным.
Сознание индивидуально. Конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с носителем – человеком. При этом не обязательна смерть всех результатов деятельности сознания, часть может быть передана людям в процессе общения.
К объективированной стороне бытия относятся искуственные знаково-символические формы существования – язык.
Язык связывает две стороны духовного бытия, т.к. связь языка и сознания, языка с мыслями очевидны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий