четверг, 28 октября 2010 г.

5. Античная философия. Этапы, проблемы, идеи

5. Античная философия. Этапы, проблемы, идеи
Космоцентризм античной философии. Натурфилософия и проблема первоначала. Проблема бытия: материалистическая и идеалистическая трактовка. Зарождение диалектики. Проблема нравственных оснований человеческого бытия. Софисты и Сократ. Общая философская позиция Платона и его учение о государстве. Аристотель и его отношение к философии Платона. Место античной философии в истории философии.

Античная философия основана прежде всего на философии Др.Греции. Древнегреческая философия представляет собой совокупность учений, развивавшихся с VI-V в.в. до н.э. по VI в. н.э. В этом периоде демонстрирует общность, основанная на космическом универсуме природы, человека и богов.
В эпоху античности термин «космос» соответствует миру, мирозданию, Вселенной. В философском контексте под космосом понимали структурно организованное и упорядоченное целое. Ставя в центр своего исследования космос, ранняя греческая философия объясняла его с помощью универсального метода аналогии. Поскольку и общество, и отдельный индивидуум подчиняются действию одних и тех же законов, что и космос, то и правильно познать их можно через сопоставление, сравнение между собой. Нередко они рассматриваются как структуры, зеркально отражающиеся друг в друге. Истинное понимание сущности человека (микрокосма) возможно, поэтому, по тем же причинам и основаниям, по которым объясняется устройство Вселенной (макрокосма).
Особенности космоцентризма:
• целостное восприятие мира, человека и Вселенной;
• решающая роль демиурга – творца вселенной, богов, мировой души (он согласует свою деятельность только с вечным идеальным началом – эйдосом);
• боги не есть все (Природа – абсолютное начало. Боги – порождение природы; человек богов уважает, но следует их установлениям до тех пор, пока они противоречат доводам разума).
В этот период происходит противопоставление законов природы (созданы демиургом) и законов общества (рационально обоснованы людьми), но все они обязательны для гражданина. При этом человек всегда находится на переднем плане в конструировании общей картины мироздания. Космос — это космизированный мир человеческой повседневности. В таком мире все целесообразно соотнесено и устроено. Взаимоотношение человека, природы, Вселенной подчинено принципу гармонии. Космос является не абстрактной моделью разума, но вечным и бессмертным человеческим миром.
Натурфилософия является попыткой рационального объяснения действительности и считается исторически первой формой философии. Она может быть определена как умозрительное истолкование природы. Возникает в период кризиса мифологического сознания, которое основывалось на метафоре. Натурфилософия начинает оперировать понятиями — абстракциями, в которых отражаются явления природы, а также связи, возникающие между этими явлениями. Ранняя философия нацелена на поиск рационального, или представляющегося таковым, истолкования происхождения и сущности природы.
Натурфилософия впервые ставит проблему первоначала сущего:
Фалес (первопроходец). Природа управляется не антропоморфными небожителями, а развивается из единого начала, внутренне присущего миру. Первоначало – вода. Как исходное вещество, она является источником жизни. И природные образования, и живые существа рождаются и гибнут, но вода остается вечно. Из нее все происходит, и в нее все вновь возвращается.
Анаксимен. Первоначало – воздух, все вещи – его порождения. Воздух также и источник самой жизни.
Гераклит Первоначало – огонь. Мир вообще никогда никем не был создан, он есть «вечно живой огонь, мерно загорающийся и мерно потухающий».
Эмпедокл называет четыре традиционные стихии (воду, воздух, землю и огонь) элементами, которые являются самотождественными и неизменяемыми субстанциями. Эти элементы в определенных пропорциях образуют в дальнейшем органическое вещество.
Демокрит. Мельчайшие и неделимые единицы бытия — атомы — являются первоосновой существования материи. Атомы не обладают какими-либо физическими качествами, они не воспринимаются органами чувств, но различаются между собой фигурами, величиной и расположением в пространстве.
Анаксагор выдвинул идею внешней силы, с помощью которой бесформенная и статичная материя приобретает способность к движению.
Взгляды древнегреческих философов на бытие:
Милетская школа (Фалес). Природа свободна от вмешательства сверхъестественных сил. Мир — это прекрасный и стройный космос, живое целое, которое человек созерцает, постигая силой своего мышления его сущность. За неодушевленными предметами признается меньшая, по сравнению с человеком, степень одушевленности.
Пифагорейцы. Вселенная рассматривается как «гармония и число». Вся природа окружающего мира объяснялась с числовой (математической) точки зрения.
Элейская школа (Парменид, Зенон). Тождественность мыслимого и сущного. Противопоставление мышления (мысленного бытия) чувственному восприятию действительности (и чувственно воспринимаемому бытию). Выдвинута идея о том, что органы чувств дают недостоверное знание о мире, все тайны космоса можно познать посредством разума. Парменид: есть только бытие (небытия нет), которое человек познает фрагментарно из-за чувственной организации (только текущие моменты); истинное бытие непрерывно и познается только разумом. Зенон: выдвинул ряд аргументов против возможности разума познать движение (апории – противоречия, возникающие при несовпадении данных эмпирического опыта, наблюдений и их мыслительного анализа).
Софистика (софистик – человек, который за плату может обосновать или опровергнуть какое-либо положение – Протагор, Горгий) возникла в V в. до н.э. Софизм – это рассуждения, построенные на произвольно выбранных альтернативах, с помощью которых, в нарушение законов логики, можно, якобы, «доказать» любой тезис.
Примером софизма является высказывание «Рогатый»: «то, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты имеешь рога». Логическая ошибка здесь заключена в неправомерном переходе от общего правила к частному случаю.
Черты софизма:
а) субъективизм;
б) релятивизм (относительность и условность всякого акта познания);
в) скептицизм.
Стремясь перейти от рассмотрения натурфилософской области к этике, политике и теорие познания, софисты абсолютизировали социоприродные способности самого индивида. Решение любой проблемы, по их мнению, зависит от субъективной точки зрения (Протагор: «Человек есть мера всех вещей — существующих, что они существуют и не существующих, что они не существуют»), т.е. истина относительна.
Сократ выступил с резкой критикой софистов. Использовавал для обоснования собственных взглядов строго рационалистический метод индуктивных доказательств. Стремился дать определение общим понятиям (таким как благо, добро, справедливость, мудрость и другим), считается одним из родоначальников греческой диалектики — искусства ведения спора, диалога, которую использовал как метод отыскания общих понятий, активно используя иронию.
Предметом философских размышлений по Сократу может быть только понятие – отражение в слове непосредственного созерцания бытия природы и человека.
Любопытно, что Сократ часто и активно использовал в своих диалогах иронию. Это знаменитое сократовское «притворство» также имело целью поиск конечной истины, процесс открытия которой принципиально не завершен.
С точки зрения Сократа основная задача диалога состоит в искусстве побуждения человека к поискам истины. Философ способен лишь помочь человеку сделать первый шаг и подтолкнуть его к самостоятельным философским раздумьям. Фундаментальная характеристика философского знания: оно может быть передано и усвоено другим человеком.
При этом знание не всегда равноценно мудрости и не гарантирует обретение истины. Истина открывается тому, кто может выйти за пределы очевидности.
Платон (V-IV вв до н. э.) ученик Сократа, продолжатель его традиций. Диалектику использовал для поиска и исследования понятий. Объект исследования – реальность (множесво идей) противоположная чувственно воспринимаемому миру. Каждой веще соответствует своя идея. Высшая идея – благо. Идеи можно познать только с помощью ума. Материальный мир – воплощение в телесной форме уже существующего идеального «проекта». Чувственно воспринимаемые вещи неустойчивы и преходящи, тогда как идеи – вечны и неизменны.
Дуализм философии Платона: имматериальный мир явл. истинным и реальным, а материальный – производный от первого и воспроизводящий его.
Виды познания:
• интеллектуальное: мышление (непосредственное созерцание идеи вещи), рассудок (восприятие и идей и чувственных вещей);
• чувственное: вера, подобие (построение, основанное на вере).
Учение об «идеальном государстве». Три основных добродетели — мудрость, мужество и умеренность — должны быть иерархически выстроены в истинном государстве, чтобы в форме справедливости в нем могло восторжествовать благо. Государственная власть и правильное воспитание граждан сосредоточены в руках мудрецов (философов). Военное сословие обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность государства. Крестьяне и ремесленники производят материальную продукцию для удовлетворения потребностей своих сограждан.
Отрицательные типы организации государственной власти: тимократия (господство в обществе честолюбцев), олигархия (господство богатого меньшинства над бедным большинством), демократия (правление большинства над меньшинством), тирания (власть одного тирана над всем обществом). Главным стимулом поведения людей в подобных формах власти являются материальные потребности и соответствующие им заботы.
Аристотель (IV в до н. э.) попытался систематизировать философское и научное знание, уже наработанное в античной мысли.
Критиковал платоновское учения о реальности существования идей. Под сущностью Аристотель понимает не идею, а единичный предмет. Общей сущности (идеи) нет, поскольку она всегда индивидуальна. Реально в мире существуют только конкретные вещи и нечего более. При этом сущность не может восприниматься нашими чувствами — мы отражаем только ее свойства. Согласно Аристотелю единичное — это то, что существует «где - либо» и «теперь». Именно его и воспринимает человек своими органами чувств. Общее же — это то, что существует «повсюду» и «всегда», оно наличествует в любом месте и в любое время, проявляя себя через воплощение в единичном. Общее выступает как главный предмет для науки и может быть постигнуто с помощью ума.
По мнению Аристотеля, всякая реально существующая единичная вещь есть единство формы и материи. Форма предмету придана создателем, и она не может существовать независимо от материи. Однако и материя не может существовать независимо от какой-либо формы, воплощаемой в единичном предмете. Вся реальность мира есть последовательное перетекание формы в материю и обратно. Высшая форма – Бог, имеет самодостаточное бытие вне материального мира, дает начало бесконечному взаимопереходу материи и формы.
Аристотель противопоставляет диалектике аналитику, которая исходит из достоверных и необходимых посылок и позволяет получить научное знание. Знание об идеях, по Аристотелю, не дается человеку от рождения. Такое знание приобретается в ходе развития способностей познавать мир: от ощущений (сенсорного познания) и опыта (эмпирического познания) — к памяти и науке.
Аристотель придерживался мнения неизменности и несменяемости рабовладельческого строя как способа человеческого общежития, а деление людей на два основополагающих класса – рабов и их владельцев – закон природы. «Хорошие» формы организации общества те, при которых возможность корыстного использования власти сведена к минимуму, а сама власть служит интересам всего общества: монархию, аристократию («власть лучших») и политию («власть среднего класса»). «Дурные» формы тирания, олигархия («власть финансового капитала») и охлократия («власть толпы», крайняя форма демократии).

Комментариев нет:

Отправить комментарий