четверг, 28 октября 2010 г.

19. Линейно-стадиальная и цивилизационная концепции общественного развития

19. Линейно-стадиальная и цивилизационная концепции общественного развития
Основные черты линейно-стадиального подхода к истории. Г. Гегель о 3-х стадиях мировой истории. Идея «конца истории».
Формация как исторически конкретный тип общества и этап всемирной истории. История общества как развитие и закономерный процесс смены общественно-экономических формаций.
Понятие цивилизации. Идея культурно-исторических типов.
Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер.

Линейно-стадиальный подход рассматривает историю как процесс поступательного развития, т.е. прогресса.
При этом были выделены стадии:
1) Античная. Базируется на рабстве.
2) Средневековье. Феодализм, как результат варварско-романского синтеза. В основе общества лежит иерархическая система, связывавшая сюзеренов и вассалов (прежде всего хозяев и крепостных).
3) Новое время. Торгово-промышленное общество.
С точки зрения деятелей Возрождения переход от античности к средним векам был не шагом вперед, а глубоким регрессом, крушением культуры вообще. В дальнейшем появилась и прямо противоположная точка зрения, состоящая в том, что человечество с переходом к новому времени достигло значительно более высокого уровня развития, чем тот, который был характерен для античного мира.
Г. Гегель рассматривал историю как единый закономерный процесс движения от низших форм к высшим, более совершенным. В основе процесса лежит развитие народного духа, который воплощает в себе единство законов, государственных учреждений, религии, философии, искусства у того или иного конкретного народа.
Прогресс во всемирной истории каждый раз осуществляется одним определенным народом, дух которого является на данном этапе носителем мирового духа. Другие народы к этому времени либо исчерпали себя, либо еще не дошли до необходимой ступени развития. Имеются и такие народы, дух которых никогда не был и не станет воплощением мирового духа.
Подъем человечества как целого на новую, более высокую ступень развития предполагает смену народа — носителя абсолютного духа. Мировой дух, развиваясь, перемещается. Движение всемирной истории происходит не только во времени, но и в пространстве – с Востока на Запад
Критерием поступательного развития является степень осознания свободы.
Всемирная история начинается с возникновения государства. Впервые государство возникло на Востоке.
Г. Гегель не отказывается от выделения периодов средних веков и нового времени. Но ту эпоху, которую в исторической науке принято именовать средневековьем, он подразделяет на два периода: один — от Великого переселения народов до падения империи Каролингов, другой — от крушения этой державы до начала Реформации. Название «средние века» он употребляет только по отношению ко второму. С Реформации, по Гегелю, начинается новая история.
Идея «Конца истории», предложенная Френсисом Фукуямой, в полной мере соответствует линейному образу истории. Крах Советского Союза ознаменовал собой завершение идеологической эволюции человечества. Наступает постисторический период в развитии человечества. Для него характерна универсализация западной либеральной демократии как окончательной формы правления. Человечество в своём странствии по истории набрело наконец-то на истинный, совершенный путь развития. Имя ему - либеральная демократия и сопутствующие ей рынок, свобода предпринимательства, конкуренция, уважение прав человека и т.д. Институты и ценности либеральной демократии самодостаточны и в этом смысле окончательны. И остаётся их только как можно полнее реализовать. Конец ХХ века отмечен триумфом западной идеи либерализма, у которой теперь нет никаких жизнеспособных альтернатив.
Теория, предложенная Марксом и Энгельсом представляет собой не эмпирическое обобщение человеческой истории, а творческое критическое обобщение различных теорий и взглядов на всемирную историю.
Было выделено пять общественно-экономических формаций:
• первобытный коммунизм (родовое общество);
• рабовладельческое общество;
• феодализм;
• капитализм;
• коммунизм (включающий в себя начальную фазу – социализм).
Последовательная смена формаций – "естественно-исторический процесс", независимый от сознания и намерений людей, а объективный закон природы.
Постепенно история человечества перестала вмещаться в представления о развитии общества как смене формаций. В качестве примера можно сослаться на историю средневекового Китая, где хорошо были знакомы с компасом и порохом, изобрели бумагу и примитивное книгопечатание, где в хождении были бумажные деньги (задолго до Западной Европы), где китайский адмирал Чен Хо в начале XV века совершил шесть плаваний в Индонезию, в Индию, в Африку и даже в Красное море, не уступавших по масштабам будущим путешествиям европейских мореплавателей (что, однако, так и не привело к появлению капитализма).
Провал теории связан с выделением во главу угла экономических отношений в жизни общества и умалением самостоятельной роли социальных обычаев и нравов, культуры в целом.
Т.о. концепция цивилизаций позволяет постигнуть историю крупных регионов земного шара и больших периодов в их специфическом многообразии, ускользающем при формационном анализе, а также избежать экономического детерминизма, выявить во многом определяющую роль культурных традиций, преемственности нравов и обычаев, особенности сознания людей в разные эпохи. В свою очередь формационный подход при правильном и осторожном его применении может пролить свет на социально-экономическую периодизацию в развитии отдельных народов и человечества в целом.
В XIX веке зародились и получили широкое распространение идеи цивилизационного пути развития общества. Н.Я Данилевский рассматривал всемирную историю как совокупность самостоятельных и специфичных цивилизаций или культурно-исторических типов человечества. Он хронологически выделял следующие сосуществовавшие во времени, а также сменявшие друг друга типы организации социальных образований: 1) египетский, 2) китайский, 3) ассиро-вавилонский, 4) халдейский, 5) индийский, 6) иранский, 7) еврейский, 8) греческий, 9) римский, 10) новосемитический, или аравийский, 11) романо-германский, или европейский, к которым добавлял две цивилизации доколумбовой Америки, разрушенные испанцами. Ныне, считал он, на всемирно-историческую арену приходит русско-славянский культурный тип, призванный благодаря своей вселенской миссии воссоединить человечество.
Многие идеи Данилевского были позднее поддержаны О. Шпенглером. Он несколько сократил число цивилизаций, предвосхищал расцвет русской культуры. Но проводил различие между культурой и цивилизацией, усматривая в последней лишь упадок, последнюю фазу развития культуры накануне ее гибели, когда творчество сменяется имитацией нововведений, их измельчанием.
Интерпретация Шпенглером как всемирной истории, так и истории отдельных составляющих ее культур-цивилизаций носит фаталистический характер. Даже отдельные сосуществующие во времени или сменяющие друг друга культуры герметически изолированы друг от друга, ибо в их основании лежат различные, чуждые друг другу представления о мире, красоте, призвании человека и т.д. Их развитие предопределено не рациональной причинностью, а судьбой. Каждой культуре отведен определенный лимит времени от зарождения до упадка - примерно тысяча лет. Даже формальное сходство в архитектурном стиле и иных внешних воплощениях разных культур не отрицает их содержательной противоположности. Западная культура покоится на "фаустовском", научно-познавательном отношении к миру и исчерпывает себя, убеждаясь в бессилии науки по отношению к природе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий