четверг, 28 октября 2010 г.

28. Наука и техника. Техницизм и технофобия

28. Наука и техника. Техницизм и технофобия
Наука как социокультурный феномен. Роль науки в жизни общества. Научно-техническая революция как важнейший фактор общественного развития. Социальные и этические проблемы научно-технического прогресса.
Философские концепции техники. Техника как социальное явление. Техницизм и технофобия.

Наука играет очень важную роль в жизни современного человека и общества. Но развитие науки вызывает и всё большую тревогу самых широких слоёв населения. Особенно те её ветви, которые всё больше проникают в тайны жизни (молекулярная биология, генетика и т.д.) и в глубинные структуры психики человека.
Сама по себе наука представляет огромную социальную ценность.
Во-первых, посредством науки человек существенно раздвигает для себя горизонты мироздания, а, значит, и границы возможного и доступного ему.
Во-вторых, благодаря достижениям научного познания человек приобретает всё большую уверенность в своих силах.
В-третьих, благодаря науке существенно меняется весь образ жизни значительной части населения, утверждаются нормы общепланетарной нравственности, снимающей ограниченность национальных и конфессиональных культурно-нравственных систем ценностей.
В-четвёртых, появляются возможности существенно поднять производительные способности человечества и решить вековечные социальные проблемы на принципах социально-биологической справедливости и социального равенства.
Встает вопрос, а созрело ли человечество для интеллектуального и практического проникновения в глубинные пласты мироздания?
Человечество столкнулось с трудно разрешимой дилеммой:
с одной стороны, без науки не решить сегодня ни одной более или менее значительной современной проблемы;
с другой стороны, стремительное развитие науки приводит к возникновению всё более сложных, зачастую трудно-предсказуемых или чреватых крайне опасными последствиями для всего человечества ситуаций.
Интеллект существенно опережает развитие нравственности:
во-первых, появился и постоянно укрепляется страх перед безумством фантазии учёных, всё больше проникающих в механизм наследственности - святая святых жизни;
во-вторых, наука стала очень дорогостоящей по затратам сферой общественного производства - производства, разумеется, знаний.
И государствам, и обществу в целом не по силам теперь равномерно финансировать все сферы научного творчества.
Взгляды на науку.
Сциентистский. Наука превыше всего, её необходимо всемерно внедрять в качестве эталона и абсолютной социальной ценности во все виды и формы человеческой деятельности. Опираясь на науку, прежде всего на естественно-математическое и техническое знание, можно решить все проблемы, которые встают перед человечеством.
Антисциентистский. Абсолютизация отрицательных результатов развития науки и техники. Наука не может обеспечить ни социальный, ни, тем более, духовный прогресс.
В связи с этим делаются попытки описать этику, ценности науки:
1. Универсализм - истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от авторитета, тех кто формулирует.
2. Всеобщность - знание должно свободно становиться общим достоянием, без монопольного права на него.
3. Бескорыстность - свободное от соображений личной выгоды служение поиску и отстаиванию истины.
4. Организованный скептицизм: каждый учёный несёт всю полноту ответственности за доброкачественность результатов своей исследовательской деятельности и результатов научного поиска своих коллег и даже оппонентов.
5. Обострённое чувство личной ответственности за ближайшие и отдалённые последствия научных открытий.
Этика науки сурово осуждает как слепое преклонение перед авторитетами, так и неуважительное отношение к достижениям предшественников.
Техника есть синтез природных процессов и их закономерностей и творящей, конструктивной деятельности человека.
Основная социальная или культурная функция техники - конструирование и реконструирование предметной реальности.
Главное, наиболее существенное в технике - её преобразовательное назначение (преобразование природы, общества, самого человека).
Философию интересуют следующие вопросы, связанные с техникой:
1) что есть техника по своей самой глубинной сути;
2) каковы основные этапы и закономерности развития техники;
3) как технический прогресс меняет человека: всё ли здесь идёт во благо человеку, или его ждут большие неприятности и беды, и, если да, то какие;
4) способны ли человек и человечество взять под свой контроль технический прогресс и обуздать тот огромный разрушительный потенциал, который накоплен благодаря возможностям технической цивилизации;
5) совместимы или несовместимы технический прогресс и нравственная эволюция человечества;
6) что представляет собой техническое творчество, каковы его источники, возможно ли обучение ему;
7) каковы перспективы развития техносферы; не проглядываются ли впереди тупики и, если существует их опасность, то как к ним относиться и как избежать их?
8) все ли направления развития техники одинаково равнозначны для человека и общества, какие из них предпочтительны, то есть какие могут обеспечить подлинный технологический или даже цивилизационный прорыв.
Современная техника достигла такого уровня развития, обрела столь мощное влияние в мире, что можно уже говорить об огромной самостоятельности техники по отношению к сотворившим её людям. Она способна формировать человеческое мировоззрение и направлять развитие общества.
В настоящее время подчас трудно понять, техника служит человеку или человек прислуживает технике. Создавая, изменяя, совершенствуя технику, люди всё больше подпадают под её власть. И чем совершеннее технические средства, тем больше нуждается в них человек, тем больше он подчиняет им своё существование. А это, в свою очередь, ограничивает и свободу, и достоинство человека.

Комментариев нет:

Отправить комментарий