четверг, 28 октября 2010 г.

+23. Свобода и необходимость, личность и массы. Роль насилия в жизни человека и общества

+23. Свобода и необходимость, личность и массы. Роль насилия в жизни человека и общества
Смысловое содержание понятия «свобода» в истории философии. Свобода воли. Волюнтаризм и фатализм. Свобода и ответственность личности.
Соотношение свободы и необходимости. Свобода как ценность. Насилие и ненасилие. Право и справедливость.

Одним из основных философских понятий, раскрывающих сущность и существование человека, является понятие свободы. Под свободой обычно понимается способность человека действовать и мыслить в соответствии со своими желаниями и представлениями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.
Смысловое употребление термина «свобода» имеет достаточно широкое поле. Свободу связывают обычно с необходимостью, которая выступает, как внешняя сила и имеет характер обязательности для человека. Отсюда следует новоевропейское убеждение, что истинная свобода возможна только в результате познания необходимости, в мире которой личности приходится пребывать. Свобода рассматривается также в соотношении с произволом, анархией, справедливостью.
В отношении возможности для личности беспрепятственного внутреннего самоопределения употребляется понятие свободы воли. Здесь воля понимается как сознательное и свободное устремление человека к осуществлению поставленной им цели. Воля противоположна инстинктивно-импульсивным стремлениям и желаниям. Она имеет характер духовного явления, коренящегося в самой структуре личности и выражающей представление человека о должном. В этом плане понятие воли совпадает с понятие свободы человека, поскольку является разделительной линией между внешней необходимостью, стремящейся подчинить действия человека внешним воздействиям, и способностью личности совершить собственный, не обусловленный внешним принуждением выбор.
За многовековую историю споров о свободе воли в философии определились два ведущих направления: фатализм и волюнтаризм.
Сторонники первого подхода утверждают, что свободной воли человека не существует, поскольку все его действия мотивированы извне. Этот подход опирается на положение о том, что вся жизнь человека предопределена заранее, для него в ней нет альтернатив, кроме одной — смириться со своей участью, безропотно приняв условия собственной судьбы. По сути, свобода здесь состоит в том, чтобы добровольно принять предложенные внешней необходимостью «правила игры».
В качестве такой внешней силы могут выступать судьба, воля Бога, социальные установления или детерминизм любой закрытой системы, попадая в которую, человеку приходится играть роль одного из ее многочисленных элементов.
Фаталистское понимание свободы можно обнаружить в языческом абсолютизировании роли судьбы в жизни человека, в христианском учении о конце света.
Второй подход исходит из признания примата воли над любыми иными проявлениями духовной жизни.
Абсолютизация волюнтаристского подхода приводит к иррационализму в понимании человека и настаивает на абсолютном приоритете воли над разумом.
В некоторых концепциях волюнтаризма воля считается слепым, лишенным рационального начала силой, диктующей свои условия человеку. Крайним выражением волюнтаризма является экономический и нравственный релятивизм в социально-политической практике. Его суть — в игнорировании объективных условий бытия социума и законов природы, в попытке произвольно решать проблемы общества, выдавая за высшую мудрость собственные индивидуальные предпочтения.
У русского религиозного мыслителя Н.А. Бердяева неоднократно встречается мысль, что человек принадлежит к двум мирам: физическому и духовному. Как существо эмпирически данное он не может уместиться в своем материальном воплощении, он ищет иных объективаций своего сознания и находит их в трансцендентировании самого себя за пределы наличного природного бытия. В таких актах трансценденции и обнаруживает себя человеческая свобода.
Человеческое существование не может быть признано самодостаточным. Тайна присутствия человека в мире, считает Бердяев, состоит в том, что он есть единственное существо в мире, которое осознает и стремится преодолеть собственную ограниченность земного бытия. С первых шагов своей жизни, еще на заре истории, человек предполагал наличие вышей Правды, высшей Истины хотя бы даже и в самой грубой примитивной форме. Ведь если нет высшей инстанции бытия, нет того, что мы называем Богом, то и человек целиком подчинен року, судьбе, необходимости. У него не может быть никакой свободы, он не может совершать выбора между добром и злом. Ибо необходимость неотделима от бытия человека, она проявляет себя как космос, общество, природа, власть.
Таким образом, свобода выступает одним из самых сложных явлений человеческого бытия. Она имеет огромную притягательность для личности, но вместе с тем и накладывает на нее нелегкое бремя ответственности. В предельном плане свобода тождественна способности человека совершать выбор, опираясь не на внешнее принуждение, а на внутренние самозаконодательные акты его духа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий