четверг, 28 октября 2010 г.

12. Русская философия XX века

12. Русская философия XX века
Русская философия «серебряного века» в решении задач возрождения религиозного сознания. Русская философия послереволюционного периода.
Философское обоснование антикоммунизма: Н.А. Бердяев, С.Л. Франк.
Политическая философия «евразийства».
Советская философия: трудности и особенности развития.

Русская религиозная философия XX в связана с духовным, религиозно - философским взлетом. Этот период часто называют даже «серебряным веком русской культуры» — подчеркивая тем самым его значимость для последующих судеб культурного самосознания народа.
В становлении и развитии русской религиозной мысли начала ХХ столетия необходимо отметить три принципиальных момента:
Во-первых, этот процесс проходил под знаком возрождения религиозного интереса ко всем сферам человеческого бытия. Ведущие представители этой философии стремились ответить на самые злободневные вопросы того времени с аутентичных христианских позиций. Они отражают духовную ситуацию того времени, выступая своеобразным предупреждением для готового окунуться в хаос междоусобиц русского общества.
Во-вторых, религиозная философия этого периода живет поиском нового религиозного слова, должного обеспечить непрерывную связь христианского учения с духовными запросами своей эпохи. Настоящим девизом русской метафизики становятся слова Н.А. Бердяева о необходимости обоснования «нового религиозного сознания». Такая философия может существовать только через острое переживание религиозных интуиций, она вся находится в поиске еще не изведанных откровений. В ее недрах рождается и программа «религиозной общественности» — романтической утопии о духовном преобразовании социальных отношений.
Русская мысль напряженно ищет разрешения духовных и мировоззренческих конфликтов своей эпохи. Часто выступая с критикой «исторического христианства», ее представители пытаются осмыслить ход всемирно-исторического процесса, религиозно освятить всемирную культуру. В период надвигающихся социально-политических потрясений философия переносит центр тяжести с прошлого на будущее, она наполняется апокалиптическими настроениями.
В-третьих, решающее влияние на становление русской философии оказало творчество В.С. Соловьева. Его работы как бы очертили круг религиозной тематики и основных метафизических проблем, над которыми плодотворно и напряженно начала работать русская религиозно-философская мысль. Причем воздействие Соловьева на культурное самосознание было весьма разносторонним: он являлся признанным авторитетом и в философии, и в религиозной литературе, и даже в поэзии.
Философско-религиозное возрождение начала ХХ века в России оставило целую плеяду мыслителей, чье творчество не потеряло своей значимости и для нашего времени. В широком спектре их идей и учений можно обнаружить самые разнообразные философские построения. Но всех представителей русской мысли начала века объединяет общая направленность творчества: спиритуалистический интерес к проблеме Абсолюта, поиск трансцендентного начала собственного бытия.
Николай Александрович Бердяев. В числе основных направлений его мысли следует отметить интерес к человеку, что и дает повод характеризовать данную философию как персоналистическую.
Философ сознательно отказывается монистически строить свою философию, используя один исходный принцип. Н.А. Бердяев полагает, что всякая философема должна вырастать сразу из нескольких идейных установок.
В качестве таких идей он признает: свободу, из которой выводит всю свою онтологию; творчество, как основополагающее качество человека; личности, из которой выстраивает антропологию; смысла истории, понимаемого как эсхатологическое завершение мирового процесса. При этом он рассматривает реальность, сущее как дуальность бытия, в которой взаимно противопоставляются два вида начал: свобода, личность, Бог — с одной стороны, и необходимость, объект, мир — с другой. В борьбе этих начал совершается мировая мистерия: мир стремится освободиться от неустранимых в земной ипостасности объективаций (страдание, зло, социальные трагедии — следствия исчезновения свободы и духовности), но может совершить это только в творчестве, через примат личного над социальным.
Бердяев разделяет три этапа становления и развития нравственного знания. На первой ступени этической эволюции действовала мораль закона (Ветхий завет), на второй — этика искупления (Новый завет), на третьей должна возникнуть новая этика творчества. Она, по убеждению философа, должна избавить личность от «страха», «от закона» и дать новую творческую энергию для созидания добра.
Семен Людвигович Франк, испытав серьезное влияние метафизики Соловьева, за исходную позицию своей философии принимает идею всеединства. Мир мыслится им как нечто инаковое, отличное от Бога, но в то же время и проистекающее из Него, обоснованное Им. Всеединство мира и Бога отражает тот факт, что суверенность бытия не может мыслиться из себя самого. Оно неразрывно связано с абсолютным первоначалом сущего — с Богом.
Человеку открывается два вида познания: «доступное» и «недоступное». Первый вид дается ему с помощью рационального знания, второй — через религиозную веру. Подобная двойственность человеческого познания существует объективно, поскольку «познаваемый мир со всех сторон окружен непознаваемой бездной».
Но непостижимое для разума все же открывается нам интуитивно, в акте религиозной веры и является основанием для последующего рационального познания. Сверхвременное бытие требует от личности самоуглубленной направленности на поиск абсолютного начала жизни. Через такую направленность реализуется целостность всеединства и невычленяемость человека из подлинной жизни. Знание же, получаемое в акте веры, есть живое знание, непосредственно получаемое индивидом. Только оно может быть истинной предпосылкой для отвлеченного знания, получаемого с помощью понятийного мышления.
Движение евразийства зарождается в начале двадцатых годов ХХ столетия в среде русских эмигрантов, волею судеб оказавшихся за пределами России.
Евразийцы исходили из мнения, что старая имперская Россия, существовавшая до революции 1917 года, потерпела историческое и бесповоротное крушение. А вместе с ней крах потерпел и весь традиционный уклад жизни с его ценностями и социальными установками. Но не менее негативное отношение евразийцы занимают и в отношении к Западу, культуру которого, по их мнению, поразил тотальный кризис. Наглядные его проявления — кровопролитная мировая война и социально-политическая нестабильность Европы. Западный крен в российской политике и ценностных ориентациях последних столетий вообще не вызывал большого оптимизма в среде евразийцев. Можно утверждать, что два импульса лежали в основе идеологического обоснования евразийской парадигмы, евразийского идеала — отрицание прошлого в российской истории и неприятие чужого опыта западной цивилизации.
Типологически философия евразийства ближе всего соотносится со славянофильством. Тема самобытности российской культуры и исторического пути является общей и основной для обоих направлений русской национальной мысли. Однако евразийцы акцент с панславистских позиций перенесли на азиатскую составляющую исторического пути России. С их точки зрения наша страна должна рассматриваться как Евразия, которая органически соединяет в себе восточную и западную цивилизации. Вообще Евразия — это особый этногеографический мир, заключающий в себе срединное пространство между Азией и Европой. Этому миру присуща своя самобытная культура, в равной степени отличная от европейской и азиатских культур.
Возникнув в Европе в середине XIX века, марксизм вскоре становится одним из крупнейших социально-философских направлений западной мысли. В российском обществе серьезное и широкое изучение этих идей приходится на 80-90 годы этого столетия. В пореформенный период развития страна переживала резкое усиление противостояния в обществе различных социально-политических групп. В марксизме русское революционное движение увидело теоретическую основу для организации и успешного сопротивления сразу двум силам: официальной власти, взявшей курс на «обуржуазивание» общественной жизни, и народничеству, идеализировавшему крестьянский уклад в экономическом и социальном развитии государства.
Крупнейшим знатоком и теоретиком марксизма в России был Георгий Валентинович Плеханов. По Плеханову научный, материалистический взгляд на историю должен исключить волюнтаристский и субъективистский подходы к толкованию направленности исторического процесса, как в теории, так и на практике. Главный вопрос, который интересует мыслителя, состоит в определении движущих сил развития общества. Он попытался развить учение К. Маркса о роли народных масс и личности в истории. Плеханов считал, что «народ, вся нация должны быть героем истории», а роль народных лидеров, вождей состоит в максимальном осуществлении воли народа.
Философские взгляды Владимира Ильича Ленина находятся в тесной зависимости от разработанной им концепции приоритета партийных, классовых интересов над всеми остальными социальными интересами. В столкновении философских систем и взглядов Ленин видит проявление классовой борьбы, которая ведется между пролетариатом и буржуа, и, в конечном итоге, между материализмом и идеализмом.
В отличие от Плеханова, разрабатывавшего в основном вопросы социально-исторической теории, Ленин большое внимание уделяет анализу гносеологических проблем. Во многом этот интерес объясняется необходимостью теоретического осмысления с материалистической позиции новых научных открытий в области гносеологии. Однако и здесь Ленин требует соблюдения классового подхода к проявлению идеалистической или религиозной мысли.
Одним из направлений марксистской философии в начале ХХ столетия в России был «легальный марксизм». Его идейно-политическими представителями были П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев и ряд других мыслителей, ставших в последствии крупнейшими религиозными философами. В практической области сторонники «легальности» марксистской идеологии выступали против насильственных средств революционной борьбы. В теории они критиковали диктат социума над личностью, подавление общественным организмом свободы выбора человеком собственных убеждений и норм поведения.
В Советском Союзе марксистская философия продолжала развиваться, пройдя на своем пути несколько этапов. Неверно полагать, что в эти годы философская мысль замерла, что творчество философов сводилось только к толкованию произведений классиков марксизма - ленинизма. Наряду с изучением наследия К. Маркса, углубленный интерес к которому особенно ярко проявился в 60-80 годы ХХ столетия, в советской философии получили развитие такие направления философского знания как методология науки, диалектическая логика, проблемы гносеологии и теории познания, философия культуры, проблемы аксиологии, нравственного и эстетического воспитания личности, темы человека и его социального бытия и ряд других направлений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий