четверг, 28 октября 2010 г.

25. Проблема истины в философии. Диалектика абсолютного и относительного в познании

25. Проблема истины в философии. Диалектика абсолютного и относительного в познании
Понятие истины, объективное и субъективное в истине. Истина и заблуждение. Истина как процесс, абсолютное и относительное в истине. Проблема критерия истины; практика как критерий истины.

Истина – полное, точное, завершенное знание о предметах и процессах. Это определение указывает на ряд существенных характеристик истины.
Во-первых: ЗНАНИЯ можно оценивать на истинность – ложность.
Во-вторых: истина или истинность знаний устанавливается через СООТНЕСЕНИЕ знаний с тем, знанием чего они являются.
В-третьих: в самом определении уже содержится указание на эталон - на ТОЧНОСТЬ. То есть ИСТИННОЕ ЗНАНИЕ должно быть ТОЧНОЙ, а не искаженной и не приблизительной копией воспроизводимого предмета, события, действия.
Основные трудности понимания истины.
Первая трудность связана с выяснением природы знания.
Знания – СУБЪЕКТИВНЫ, т.к. являются результатом интеллектуальной деятельности людей.
А то, что фиксируется в знаниях, - ОБЪЕКТИВНО (т.е. существует само по себе).
Знания - ИДЕАЛЬНЫ (они существуют в виде образов).
Реальность же, фиксируемая в знаниях, осуществляется зачастую в виде МАТЕРИАЛЬНЫХ, то есть вещественно-энергетических процессов.
ЗНАНИЯ и РЕАЛЬНОСТЬ - это как бы два мира, существующих параллельно друг другу. Это подтверждается такими фактами:
а) значительную часть реальности нам никак не удается зафиксировать,
б) в знаниях содержится так много вымысла, фантазий, что ни в каком из реальных миров никогда этого мы не отыщем.
Отсюда две непримиримые мировоззренческие ориентации:
Материалистическая: объективная реальность существует вечно, она самодостаточна, а знание есть лишь ОТОБРАЖЕНИЕ реальности в образах, символах, понятиях.
Идеалистическая: рассматривает мир идеальных сущностей в качестве первичного, самостоятельного, активного и предпочтительного.
Какая из позиций ближе к истине?
Вторая трудность. Авторитет знаний для людей на столько высок, что мы очень часто отождествляем ЗНАНИЕ и ИСТИНУ. При этом вопрос об истинности или лжи конкретных знаний в некоторых случаях субъективен.
Третья трудность. Выбор критерия истинности. К наиболее распространенным критериям относятся следующие:
 практическая подтверждаемость;
 экспериментальная подтверждаемость;
 ссылка на авторитет научных, религиозных, философских кумиров;
 ссылки на источники информации (священные религиозные писания, научные тексты, философские труды и так далее);
 логическая выводимость;
 очевидность, отчётливость, ясность;
 общезначимость;
 ссылка на интуицию;
 аргументы веры;
 ссылка на факты;
 ссылка на здравый смысл.
Налицо:
 множественность критериев, по которым мы можем устанавливать истинность знаний;
 условность каждого из названных оценочных критериев (ни один из них не даёт 100%-ной гарантии истинности подтверждаемых ими знаний).
При поиске критерия истины очень важно осознавать ее изменчивость, ибо: 1) объективный мир, отражаемый в знании, постоянно изменяется и развивается; 2) практика, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваются; 3) знания, вырастающие на основе практики и проверяемые ею, постоянно изменяются и развиваются, и, следовательно, в процессе постоянного изменения и развития находится и истина.
Абсолютное и относительное в истине
Для успешной организации жизни достаточно бывает вполне конкретных, ограниченных, неполных, не претендующих на абсолютную истинность знаний. Не возможно сейчас решить все проблемы, которые возникнут в будущем.
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА состоит из множества ИСТИН ОТНОСИТЕЛЬНЫХ.
Принцип конкретности выражается в требовании изучать, исследовать, принимать в расчёт в каждой конкретной ситуации только те из многочисленных свойств, качеств предмета или события, которые необходимы для данной конкретной практической или духовной ситуации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий