четверг, 28 октября 2010 г.

24. Познание как предмет философии. Познание и практика. Многообразие форм познавательной деятельности

24. Познание как предмет философии. Познание и практика. Многообразие форм познавательной деятельности
Познание как феномен человеческой жизни. Различные философские подходы к познанию. Гносеология как философская теория познания, ее основные проблемы. Формы познания. Чувственное и рациональное в познании. Познание как творческий процесс, соотношение в нем интуитивного и рационально-логического. Понятие практики, взаимосвязь познания и практики.

Основные подходы к познанию:
1) Познание даёт ЗНАНИЕ, благодаря которому Человек увеличивает, умножает свою Власть над миром. Человек тем самым реализует свою мечту стать Властелином мира, подчинить его себе, стать Хозяином на планете и, по возможности, за её пределами. Такое отношение к знанию свойственно в большей мере прагматичному Западу.
2) Познание даёт Человеку ЗНАНИЕ, необходимое для того, чтобы поддержать и сохранить Гармонию в отношениях с миром и с самим собой. И именно это является отличительным признаком Мудрости. Такой подход характерен Востоку (прежде всего культурам Китая и Индии).
3) Познание есть удовлетворение праздного любопытства и приобретается оно ради самого себя, или Знание ради Знания.
4) Человек есть та часть Природы, посредством которой Природа познаёт и испытывает себя.
Состав процесса познания:
а) объект познания или то, что познаётся;
б) процесс познания, который имеет довольно сложную внутреннюю структуру (формы, уровни, ступени или этапы);
в) субъект познания, или тот, кто познаёт.
Деятельность субъекта познания:
- средства (принципы, методы, приёмы познания), которыми пользуется субъект познания;
- социальные условия, в которых протекает познавательный процесс;
- психологические особенности самого познающего субъекта.
Гносеологические препятствия на пути к истине - это те, которые возникают в самом процессе познания из-за проблем, связанных со сложностью, многоуровневостью познавательной деятельности субъекта познания.
Первое препятствие. Первичная информация из внешнего мира поступает в нас благодаря органам чувств: световые, тепловые, звуковые волны различной длины и интенсивности.
Однако никто не видел, не слышал, не осязал эти волны. Вместо них мы различаем звуковые, световые и пространственный образы. Т.о. в мозге человека возникают СУБЪЕКТИВНЫЕ образы мира как реакции на внешние раздражители.
Рассмотрим такой метод эмпирического познания как наблюдение. В основе наблюдения лежит непосредственное взаимодействие человека с предметами или процессами. Метод универсален для всех людей. Он свойственен и людям и животным.
Хорошо известно, что на качество наблюдения влияют как минимум три большие группы факторов:
а) свойства, характеристики, способности субъекта;
б) условия наблюдения;
в) свойства наблюдаемого объекта.
Отсюда возникают вопросы:
 предметы существуют такие, какие они есть на самом деле,
 или только такие, какими мы их наблюдаем,
 и правильно ли мы их отображаем своими органами чувств?
Наука эту проблему ставит перед собой в форме вопроса: каким образом энергия внешних раздражителей превращается в субъективные человеческие образы?
Философия данную проблему видит под своим углом зрения: чувственные образы являются отражением внешней реальности или существуют самостоятельно, независимо от внешних предметов?
Данный вопрос настолько серьёзен, что многие философы считают его основным вопросом философии.
Вторая принципиальная проблема гносеологического плана:
Мир даётся человеку через органы чувств. Но большинство знаний о мире, которыми мы владеем, существует не в виде чувственных образов, а в форме абстрактных понятий, выраженных словами.
Человек живёт в мире предметов и процессов. Это человек даёт предметам и процессам названия, имена. И посредством этих имён (слов, понятий) мы познаём и осмысливаем мир, конструируем его различные образы и картины.
Но как протекает этот процесс перехода от живого непосредственного созерцания внешних предметов к абстрактному, понятийному мышлению - одна из труднейших и важнейших загадок истории возникновения человека.
Особая сложность этого процесса превращения «живых образов» в абстрактные понятия породила многотысячелетнюю дискуссию и большое количество различных философских концепций. Самыми крайними из них являются сенсуалистические и рационалистические концепции.
Одним из самых значимых, сложных и спорных вопросов гносеологииявляется вопрос о формах достоверного знания.
Так как формами познания являются чувства (sensus), разум (ratio) и интуиция, то основные споры в среде учёных и философов по рассматриваемому вопросу ведутся вокруг роли каждой из этих трёх форм получения и приращения знаний. В зависимости от того, какая из форм познавательной деятельности считается предпочтительной, различают следующие гносеологические ориентации: сенсуализм, рационализм и интуитивизм.
В самых крайних формах выражения их можно считать условно тупиками лабиринта познания.
Сенсуалисты утверждают, что все знания люди получают, приобретают только чувственным путём. Понятия же есть не что иное, как имена, символы, об общезначимом содержании которых люди договорились, чтобы понимать друг друга.
Сенсуалисты материалистической ориентации усматривают в чувственной деятельности человека связь его с внешним миром, а в показаниях его органов чувств - отражение этого мира.
Сенсуалисты идеалистической ориентации видят в чувственной деятельности некую самосущую сферу сознания. К примеру, античный мыслитель Протагор утверждал, что чувственные восприятия являются не только единственным источником наших знаний, но и что чувственность сообщает людям данные только относительно их собственных состояний, а отнюдь не о внешних вещах.
Наиболее ярко основную идею сенсуализма выразил английский философ 17 столетия Джон Локк, утверждавший, что «нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах».
Рационалисты убеждены, что только разум является подлинной основой познания и поведения людей. Разум сам по себе является критерием истины в отличие от обманчивых и постоянно обманывающих нас чувств.
Чем больше получало в истории человечества развитие интеллектуальной деятельности как самостоятельной сферы человеческой индивидуальной и общественной жизни, тем прочнее становилось убеждение в среде многих выдающихся учёных и мыслителей, что только посредством разума способен человек добывать истинные знания о законах мира, о естественных причинных связях, о мировом порядке, о сущности всех процессов. Тем более что чувствам они принципиально недоступны.
Для рационализма характерно признание наличия в нашем сознании врождённых идей.
Интуитивизм усматривает единственное достоверное средство познания в интуиции.
Его появление было своеобразной реакцией на гипертрофированное преувеличение значения разума в человеческой жизни в XIX веке. Сторонники подхода считали, что не всё поддаётся рациональному описанию и осмыслению, что не всё в этом мире можно формализовать, упорядочить и просчитать. Особенно в сфере социальной и духовной жизни человека.
Интуитивизм рассматривается как способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования и без доказательства.
Памятуя о том, что процесс мышления и познания очень сложный, динамичный, противоречивый, наиболее рационально вычленить для себя ценное из каждой позиции Он требует от нас и прекрасно развитых чувств, и натренированного интеллекта, и отточенной интуиции.
Познавательная роль эксперимента велика не только в том отношении, что он дает ответы на ранее поставленные вопросы, но и в том, что в ходе его возникают новые проблемы, решение которых требует проведения новых опытов и создания новых экспериментальных установок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий