четверг, 28 октября 2010 г.

29. Информационное общество. Достижения и проблемы

29. Информационное общество. Достижения и проблемы
Информационная и компьютерная революция. Понятие информационного общества и его специфика в сравнении с традиционным и индустриальным обществами. Социально-нравственные проблемы информатизации. Феномен виртуальной реальности.

Переход на информационную ступень эволюции человечества:
1) Динамичное развитие новоевропейского типа рациональности с его фундаментальной установкой на возможность и необходимость сведения многокачественной неопределённости мира к его количественной определённости.
И последовавшее за этим всестороннее и глубокое развитие научного знания.
2) Открытие и активное изучение и осмысление феномена изоморфизма (соответствие между объектами и процессами различной природы).
В течение ХХ столетия были выявлены параллели изоморфного типа между разделами математики, между математикой и логикой, между мозговыми процессами и языком, между системами логико-математическими и техническими… ЭВМ тождественны в характере процессам, протекающим в них и в человеческом мозгу.
3) Развитие техники и индустрии новых, искусственных материалов.
4) Высокая степень политических и социальных свобод в обществе и устойчивость демократических форм жизни. Информационные технологии предполагают почти неограниченный доступ пользователей к банкам данных, обмен разнообразной информацией.
Свойства информационного общества:
1) Особая и постоянно возрастающая роль информации в жизни общества. Качество и количество научной информации, имеющейся в распоряжении того или иного общества-государства, в значительной степени обеспечивает его конкурентные способности на мировой арене.
В управлении сложными системами на первый план выходит управление информационными потоками (кто владеет информацией, тот правит миром).
2) Широкое распространение информационных технологий, динамичное развитие компьютерной техники (на количественном и качественном уровнях).
3) Существенные изменения происходят в социальной и профессиональной структуре общества. Резко возрастает количество учёных, представителей того социального слоя, который профессионально и беспрерывно осуществляет интеллектуальную атаку на неизведанное и тем самым существенно увеличивает единственно неиссякаемый потенциал людей - их умственную силу.
Высоко значимым становится массовое образование, построенное на основе фундаментальных свершений науки и техники. Всё более широкие слои населения втягиваются в этот новый, по существу, массовый, масштабный вид общественного производства - производства специалистов, производства образовательных и информационных технологий, производства знаний. Всё больше крепнет убеждение общественности ряда стран в необходимости перехода на всеобщее высшее образование.
В условиях информационного общества наибольший результат и эффективность имеют инвестиции в человека, в его интеллектуальное, духовное и эмоциональное развитие.
Интеллектуальный и нравственный капитал становится в новых условиях одним из основных видов общественного богатства.
4) Высочайшая степень культурной и духовной диффузии (взаимопроникновения культур) и синтеза духовных миров различных народов с практически непредсказуемыми последствиями.
5) Особый тип политических отношений. Существенно возросли условия для всесторонней демократизации политической и общественной жизни: с созданием мировых информационных систем государственные и идеологические барьеры утратили свои функции и возможности ограничения свободного обмена мнениями, взглядами, идеями.
Но вместе с тем значительно расширились возможности надгосударственных, наднациональных силовых центров по установлению мирового господства через установление жесточайшей информационной и психологической диктатуры. При этом средства для манипулирования не только сознанием, но и «подсознанием» самых широких слоёв земного населения становятся всё более неограниченными.

Комментариев нет:

Отправить комментарий